Экипаж судна подразделяется на командный состав
и судовую команду. К командному составу относятся: капитан,
помощники капитана, механики, радиоспециалисты, врачи, мастера,
руководители практики и другие лица, занимающие инженерно -
технические должности. К судовой команде относятся все остальные
члены экипажа.
Все члены экипажа назначаются на судно и перемещаются
по должности только с согласия капитана. Члены экипажа с совмещенными
профессиями (каждая специальность определена Уставом отдельно)
выполняют свою основную работу по той специальности, которая
обусловлена принадлежностью к данной службе или ее подразделению.
Общие обязанности членов экипажа
Каждый член экипажа обязан: соблюдать требования международных, национальных
и
местных правил, действующих нормативных документов, приказов
и распоряжений судовладельца и капитана судна;
четко и неукоснительно выполнять приказы начальников;
знать и четко выполнять свои обязанности по судовым расписаниям;
знать расположение и уметь пользоваться судовыми техническими
средствами по борьбе за живучесть, аварийно - спасательным и
противопожарным имуществом и инвентарем,
индивидуальными и коллективными спасательными средствами; владеть
приемами оказания первой медицинской помощи и индивидуальными
приемами выживания в экстремальных условиях;
знать устройство и особенности судна, его особый режим работы
в экстремальных условиях плавания и производственной деятельности;
быть готовым к оказанию помощи другим судам, людям;
выполнять объявленные капитаном авральные и аварийные
работы;
при обнаружении опасности, грозящей судну, людям, грузу, техническим
средствам или орудиям лова, немедленно докладывать вахтенным
и непосредственным начальникам, одновременно принимая все возможные
меры к ее ликвидации;
выполнять правила технической эксплуатации, техники безопасности,
пожарной безопасности и санитарные правила; содержать помещения
своего заведования и жилые помещения в надлежащем порядке и
чистоте;
выполнять международные, национальные и местные требования по
предотвращению загрязнения морской среды;
покидать судно только с разрешения капитана, старшего помощника
или вахтенного помощника капитана;
обеспечивать порядок и нормальную деятельность судна; соблюдать
честь и достоинство гражданина России.
Общие обязанности лиц командного состава
Каждое лицо командного состава обязано:
обеспечивать безопасность мореплавания, подготовку подчиненных
и готовность средств своего заведования к борьбе за живучесть
судна;
обеспечивать исправное состояние, правильную техническую эксплуатацию
и надежную работу технических средств своего заведования; планировать
проведение ремонтов, контролировать сроки и качество их выполнения;
руководить подчиненными и организовывать их труд, проводить
необходимые инструктажи; обеспечивать выполнение правил технической
эксплуатации, техники безопасности, пожарной безопасности и
санитарных правил;
ознакомлять вновь назначенных на судно лиц с его устройством
и особенностями, размещением аварийно - спасательного и противопожарного
имущества и инвентаря, обязанностями по судовым расписаниям,
правилам обслуживания заведования и внутреннего распорядка и
другими служебными обязанностями;
прием (передачу) дел своего заведования оформлять установленным
актом и рапортом капитану (начальнику службы); организовывать
и проводить техническую учебу; внедрять
технические усовершенствования и прогрессивные методы труда; докладывать капитану (начальнику службы) о
состоянии готовности службы (заведования) к выходу судна в рейс
в
установленные капитаном сроки;
осуществлять контроль за несением вахт и судовыми работами,
за состоянием жилых и служебных помещений своего заведования;
информировать подчиненных о деятельности судна;
относиться с вниманием к их заботам и нуждам, улучшать условия
труда и быта.
Каждый член экипажа несет ответственность в
пределах своих
обязанностей согласно настоящему Уставу. Невыполнение этих обязанностей
влечет дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.
КАПИТАН
Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем.
Капитан осуществляет управление судном на основе единоначалия
и подчиняется непосредственно судовладельцу. Все указания, относящиеся
к деятельности судна, передаются только капитану, который отвечает
за их выполнение. Капитан осуществляет защиту законных интересов
и прав
членов экипажа и всех лиц, находящихся на судне. Капитан является
законным представителем судовладельца в отношении сделок, вызываемых
нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся
вверенного ему имущества, если на месте нет представителей судовладельца.
По поручению судовладельца он заключает сделки, связанные с
агентированием судна, взятием лоцманов, буксиров, приобретением
продовольствия, топлива и снабжения судна, и другие, касающиеся
эксплуатации судна. Капитан издает приказы по судну. Распоряжения
капитана в пределах его полномочий подлежат беспрекословному
исполнению всеми находящимися на судне лицами.
Капитан имеет право:
отказаться от приема на борт отдельных грузов, если их погрузка
или перевозка противоречат правилам морской перевозки опасных
грузов, другим существующим правилам или угрожает безопасности
судна, людей, груза;
объявлять авральные и аварийные работы; никто из находящихся
на борту лиц не вправе отказаться от участия в них или закончить
их раньше установленного срока
производить необходимые перераспределения обязанностей между
отдельными членами экипажа;
задержать и изолировать до прихода в первый отечественный порт
лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого
деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем
людей и имущества;
в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно
наказуемого деяния, произвести дознание в установленном законодательством
порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении
преступления, до прихода в первый
отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим
властям;
в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей
любого члена судового экипажа, списать его с судна и отправить
в порт приписки при первой возможности;
в случае опасности для судна, людей и груза либо для оказания
помощи другому судну или людям устанавливать режим работы главной
силовой установки (других технических средств) с превышением
установленных норм, принимая ответственность за
последствия на себя;
во время плавания удостоверять завещания лиц, находящихся на
борту судна. С прибытием в порт такое завещание должно быть
оформлено в законном порядке;
удостоверять факт рождения ребенка или смерти на судне с оформлением
соответствующих актов и донесения судовладельцу. При длительном
нахождении в море и невозможности сохранения тела предать его
морю согласно морским традициям;
не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность
экипажем либо техническое состояние судна или его технических
средств не обеспечивает безопасности плавания;
если снабжение судна или техническое состояние производственного
оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а
также при чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах
извещается судовладелец и соответствующие органы надзора за
безопасностью мореплавания с отражением факта в судовом журнале;
выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;
в случае опасности для судна, людей и груза, в других необходимых
случаях собрать судовой совет, в который входят начальники служб,
а также другие члены экипажа по усмотрению капитана. Окончательное
решение принимает только капитан;
при длительном плавании в сложных условиях (свыше 12 часов)
на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника
капитана; в случае неправильных действий лоцмана отстранить
его от проводки и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно
илипотребовать замены лоцмана;
в случае необходимости в море привлекать к работам, связанным
с грузовыми операциями и производством, членов экипажа вне зависимости
от их специальности и должности (за исключением радистов и медицинского
персонала); указанные привлечения к работам сверх установленного
рабочего времени производятся по согласованию с профсоюзом;
при необходимости привлекать к несению вахт (стояночных) лиц
командного состава судна, имеющих соответствующие дипломы и
подготовку, но которые по кругу своих обязанностей вахт не несут;
в случае истощения на судне в море жизненных запасов, в том
числе неснижаемого запаса продовольствия, в целях общего распределения
произвести реквизицию необходимого количества продовольствия,
имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию
находящегося на судне груза, который может быть использован
для питания;
при ведении промысла поручить самостоятельное управление судном
и судовождение вахтенному помощнику капитана.
В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического
расстройства или иного состояния, которые угрожают безопасности
судна или находящимся на нем людям, в командование судном вступает
(временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением
об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла),
а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается
соответствующая запись.
|